Если разделить мозг, то разделится ли личность?

Автор - Yaïr Pinto
Перевёл murzei_chaosmurzei_chaos

Яйр Пинто является когнитивным психологом и исследователем, и работает доцентом кафедры психологии Амстердамского Университета в Нидерландах.

Редактор статьи - Pam Weintraub.

Мозг, наверняка, есть самая сложная машина во Вселенной. Он состоит из двух полушарий, и каждая - из множества разных частей. К счастью, эти отдельные части не являются автономными агентами. Они сильно взаимосвязаны, и работают в гармонии, создавая одну уникальную сущность: вас.

Но что случится, если мы уничтожим эту гармонию? Что если некоторые модули начнут работать отдельно от остальных? Примечательно, что для некоторых людей это не мысленный эксперимент; для них это реальность.

Это так называемые "пациенты с разделённым мозгом". В их случае мозолистое тело - связующее звено между правым и левым полушарием - было хирургически разрезано в целях предотвращения неизлечимой эпилепсии.

Операция применяется в целях предотвращения эпилепсии. Если нейронный огненный шторм начинается в одном полушарии, то изоляция гарантирует, что он не распространиться на другую половину. Но без мозолистого тела полушария попросту не могут обмениваться информацией друг с другом.

Что же тогда происходит с самой личностью? Если части больше не синхронизированы, по-прежнему ли мозг поддерживает одну личность? Нейробиологи Роджер Сперри и Майкл Газзанига решили заняться исследованием этого вопроса в 1960-е и 70-е годы, и обнаружили удивительные результаты, свидетельствующие о том, что когда вы разделяете мозг, то вы разделяете и самого человека. За работу по исследованию разделения мозга Сперри в 1981-м году удостоился Нобелевской премии по медицине.

Как исследователи доказали, что разделение мозга приводит к образованию двух личностей, по одной на каждое полушарие? Благодаря тщательно продуманному контролю за визуальной информацией, поступающей в каждое полушарие.

Они уже знали, что оба глаза посылают информацию в оба полушария мозга - и что их связь очень сложна. Если ты зафиксируешь взгляд на какой-то одной точке, то тогда всё, что слева от этой точки (левое зрительное поле) будет обрабатываться правым полушарием, а всё что справа (правое зрительное поле) - левым. Более того, левое полушарие управляет правой частью тела и речью, а правое полушарие управляет левой частью тела.

Когда Сперри и Газзанига представляли какую-то информацию правому визуальному полю (обрабатываемому левым полушарием), пациент отвечал нормально. Однако, когда эта же информация предоставлялась в левом визуальном поле (и обрабатывалась левым немым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Однако, его левая рука могла нарисовать представленное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и отвечал, что понятия об этом не имеет.

Что здесь происходит? Левое полушарие не может воспринимать левое поле зрения, поэтому когда там появляется какой-то сигнал, испытуемый правильно отвечал, что он ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие восприняло сигнал, и указало на него единственным доступным способом - указав на него рукой. Заключение, сделанное Сперри и Газзанигой, было однозначным: одного пациента с рассечённым мозгом следует фактически рассматривать как двух пациентов с половинками мозга, как двух сиамских близнецов. Сперри указывает, что результаты этого открытия выходят за рамки простого любопытства, и что это доказало концепцию материализма в области сознания. Если в результате разделения мозга разделяется личность, то места для нематериальной души остаётся весьма мало.

Проблема решена? По-моему, нет. Следует признать, что пациенты с разделённым мозгом чувствуют и ведут себя нормально. Если такой пациент зайдёт в комнату, вы не заметите в его поведении ничего необычного. И они сами заявляют, что нисколько не изменились, разве что избавились от ужасных эпилептических припадков. Если бы личность действительно раскалывалась на две части, то всё было бы совсем не так.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, моя команда из Университета в Амстердаме повторно рассмотрела этот фундаментальный вопрос, протестировав пациентов с разделённым мозгом, проверив, могут ли они воспринимать объекты в левом поле зрения (воспринимаемые правым полушарием) и указывать на них с помощью речи или правой руки (которые контролируются левым полушарием). Удивительно, у этих двух пациентов мы обнаружили нечто совершенно отличное от того, что обнаружили Сперри и Газзанига. Оба пациента продемонстрировали полную осведомлённость о наличии и месте положения стимулов во всём поле зрения - как в правом, так и в левом. Когда в левом поле зрения появились стимулы, подопытные практически никогда не говорили (и не указывали на стимул правой рукой), что они ничего не заметили. Чаще всего, они точно показывали на стимул, и говорили, где он появился.

Однако, исследованные нами пациенты с расщеплённым мозгом, всё же не были полностью нормальными. Они не могли сравнить два разных стимула, появлявшихся на разных половинках поля зрения. Более того, когда стимул появлялся в левом поле зрения, пациенту легче удавалось описать его визуальные свойства (даже когда он отвечал правой рукой или устно!), а когда стимул появлялся в правом визуальном моле, пациенту легче удавалось сопоставить его с какими-либо словами (даже когда он отвечал левой рукой).

Основываясь на проведённых исследованиях, мы предложили новую модель синдрома разделённого мозга. Когда вы разделяете мозг, в результате вы как и прежде, получаете только одного человека. Однако, этот человек теперь переживает два потока визуальной информации, по одному для каждого поля зрения. И он не может их соединить воедино. Это похоже на то, как если смотреть фильм без синхронизации звука и видеоряда. Только в данном случае оба рассинхронизированых потока - это видео.

И ещё момент. Если предыдущая модель давала сильное обоснование в пользу материализма (разделили мозг - разделили личность), то это текущее понимание, похоже, только углубляет тайну сознания. Если разделить мозг на две части, в результате все равно получишь одну личность. Каким образом мозг, состоящий из многих модулей, порождает одну личность? И как на этот вопрос должна отвечать модель с разделённым мозгом, если между этими частями даже нет связи?