Три пути развития науки

Три пути развития науки

English Source

(2008) Ник Бостром
Для журнала Nature, 31 января 2008
[http://www.nickbostrom.com

Существует три сособа внести свой вклад в научный прогресс. Первый, прямой путь - это проводить научные исследования и публиковать результаты. Непрямой путь заключается в том, чтобы помогать другим вносить непосредственный вклад. Журнальные редакторы, администраторы университетов и филантропы, которые финансируют научные исследования, способствуют научному прогрессу этим вторым способом. Третий путь состоит в том, чтобы скрестить эти два и развивать такой научный опыт, который сам будет ускорять развитие науки. Полное значение этого третьего пути обычно игнорируется.

Разумеется, всеми признаётся, что некоторые подачки учебным заведениям будут полезны для проведения будущих теоретических или экспериментальных исследований. Одна из причин, по которым уважаются такие великие учёные, как Эйнштейн, лежит в том, что открытие помогло тысячам других учёных решить проблемы, с которыми они не могли разобраться без теории относительности.

Но даже такая глубокая и красивая теория оказывается, в некотором смысле, весьма узкой. Хотя теория относительности весьма помогла космологам и другим физикам, она практически ничего не дала генетиками, палеонтологам или нейрологам. В общем, сама теория относительности является важным, но не обширным вкладом в науку в целом.

Некоторые результаты имеют более широкую область применения. Научный метод сам по себе есть идея выдвижения гипотез, а затем проверки их при помощи экспериментальных тестов. Многие из основных положений статистики также имеют весьма широкую область применения. И некоторые приборы, такие как термометр, микроскоп и компьютер, оказались чрезвычайно полезными в широком диапазоне областей. Следует также учитывать организацию таких мероприятий, как идея рецензируемого журнала.

Те, кто стремиться продвигать науку, должны сосредоточится в первую очередь на таких косвенных вкладах. Такой "поверхностный" вклад, который тем не менее облегчает работу в широком диапазоне, может оказаться куда более эффективным, чем относительно "глубокий" вклад в одну узкую область. Это подобно тому, как в озере может оказаться намного больше воды, чем в колодце - несмотря на то, что колодец глубже.

Никакой вклад не будет столь широко применим, чем тот, который приведёт к усилению человеческого мозга. Гораздо больше усилий стоит приложить для разработки методов когнитивного усиления, таких как препараты для усиления концентрации, интеллекта и памяти, или обогащённые питательные смеси, помогающие развитию мозга. Общество вкладывает огромные ресурсы в образование с целью повысить когнитивные способности учащихся. Почему тогда мы так мало уделяем вниманию изучению биологических вопросов максимизации работоспособности нервной системы человека?

Представьте себе, что некто изобрёл недорогой препарат, который был бы полностью безопасным и который бы улучшал когнитивные способности у одного человека на 1%. При этом усиление способностей этого человека было бы едва заметным. Но если 10 миллионов учёных по всему миру получили бы доступ к препаратам, которые были разработаны для увеличения их интеллекта на 1%, то в итоге это равнялось бы увеличению количества учёных на сто тысяч человек. Каждый год это изобретение давало бы косвенный вклад, равный произведению вклада среднего учёного на сто тысяч. Даже Эйнштейн и Дарвин на пике своего влияния не могли оказать такого большого влияния на развитие науки. Между тем, возможность лучше мыслить пригодилась бы и другим людям - таким, как инженеры, школьники, бухгалтеры и политики.

Этот пример иллюстрирует тот огромный потенциал, который таит в себе даже незначительное усиление человеческих когнитивных способностей. Те, кто серьёзно относятся к поиску путей развития человеческого познания, должны разобраться в приведённых цифрах. Развитие научных организаций, методологии науки, инструментов, а особенно усиление интеллекта - вот самые быстрые способы продвигать научный прогресс.

Перевод выполнен murzei_chaosmurzei_chaos